Друг мой, давай на этот раз отправимся к Мраморному дворцу, чтобы показать твоим родителям один из самых противоречивых памятников Петербурга.
Споры о памятнике Александру III не утихают уже более ста лет.
Одни считают, что это карикатура на тупого императора, другие – что это прекрасный реалистический портрет императора-миротворца, единственного царя, в чьё правление Россия ни с кем не воевала! Обещай родителям, что расскажешь им то, чего они точно не знают.
Если родители, как обычно, начнут утверждать, что они «давно всё про это знают», спроси их: «Тогда объясните, почему об этом памятнике сочинено столько эпиграмм?!» Например, такая:
«На памятник Александру III»
Не пойму никак, Создатель,
Неспроста или спроста
Посадил царя ваятель
На кобылу без хвоста.
Л.Н.Афанасьев. 1909
Если они не смогут ответить, это будет лишним доводом в пользу того, чтобы отправиться на экскурсию.
Добравшись до входа во двор Мраморного дворца, скажи родителям, что не хочешь перегружать их лишней информацией, поэтому только бегло напомнишь им, что дворец строился по приказу Екатерины II для графа Григория Орлова. Что строительство дворца императрица поручила своему любимому архитектору Антонио Ринальди. Этот итальянский архитектор очень любил мрамор и изысканно украшал мрамором интерьеры и фасады своих построек. Неудивительно, что и дворец, который строили для Орлова, был украшен мрамором из России и Италии.
Покажи родителям, что нижний этаж дворца отделан розовым морским гранитом, простенки второго и третьего этажа – серым сердобольским гранитом. Покажи, как эффектно на фоне серого гранита смотрятся отделанные розовым тивдийским мрамором пилястры и полуколонны. Наличники окон украшает серый рускеальский мрамор. А филёнки под окнами второго этажа вырезаны из полосатого ювенского мрамора.
Но главный объект твоей сегодняшней экскурсии не дворец, а стоящий во дворе памятник. Рассмотрите памятник со всех сторон, и предложи родителям самим рассказать, какое впечатление он на них произвёл. Предложи сравнить его с памятниками Петру I и Николаю I.
Наверняка родители скажут, что памятник не похож на остальные конные монументы. Очень грузный, тяжеловесный конь, да и всадник кажется чересчур массивным. Вот тут ты и покажи свои знания. Скажи о том, что автор памятника скульптор Паоло Трубецкой. Расскажи, что непривычное сочетание итальянского имени и русской фамилии объясняется его происхождением. Скульптор родился в Италии, потому что был сыном князя П.И. Трубецкого, служившего в русском посольстве во Флоренции. Расскажи, что учился он в Милане, что в 1900 году одновременно с Огюстом Роденом получил Гран-при (главный приз) на Всемирной выставке в Париже. В 1897 году Паоло Трубецкой приехал в Москву и стал преподавателем Училища живописи, ваяния и зодчества. В 1899 году Трубецкой стал победителем конкурса на лучший проект памятника Александру III. А ведь в конкурсе участвовали известные скульпторы: Р.Р. Бах (памятник Глинке у Консерватории) М.А. Чижов (памятник Екатерине II на площади Островского), А.М. Опекушин (памятник Екатерине II, памятник Пушкину на Пушкинской улице). Работа над монументом продолжалась долгие восемь лет и сопровождалась постоянными спорами и критикой со всех сторон. За эти годы скульптор создал четырнадцать моделей (две из них – в полную величину). О том, как это происходило можно прочесть в воспоминаниях С.Ю. Витте тогдашнего министра финансов и одного из инициаторов создания памятника недавно умершему императору. (Ты можешь заранее переписать самые интересные цитаты на листок бумаги, в телефон или IPad). Вот что писал Витте: «По смерти Императора Александра III, ввиду моего чувства поклонения его памяти, я сейчас же возбудил вопрос о сооружении ему памятника, зная, что если это не будет сделано покуда я нахожусь у власти, то это затем не будет сделано в течение многих десятков лет».
Далее Витте рассказывает, что проекты на конкурс подавали анонимно.
«…проекты были выставлены в Зимнем Дворце. В этом дворце все эти проекты осматривались Государем Императором, Августейшей супругой почившего Императора Александра III Марией Феодоровной и другими членами Царской фамилии. В осмотре этом, кроме Царской Семьи, никто не участвовал, затем Его Величеству угодно было мне передать, что он остановился на таком-то проекте <…> Открыв запечатанный пакет, который был при этом проекте, оказалось, что проект этот принадлежит русскому по имени художнику, князю Трубецкому <…> Трубецкой этот затем представлялся Государю и Императрице Марии Феодоровне и Им очень понравился. Всего того, что Трубецкому было нужно, он добивался именно потому, что он был принимаем как Императором, так и Его Августейшей Матерью, которая к нему очень благоволила…»
О ходе работ Витте пишет так:
«…сразу оказалось, что князь Трубецкой обладал совершенно неуживчивым характером. Он решениям комиссии не подчинялся, постоянно обходил указания, которые ему давали как князь Голицын, так и я, которым было поручено полное руководство этим делом. При сооружении памятника делал некоторые фантастические выходки, который стоили громадных денег. Ему на Невском проспекте был устроен громадный павильон, в котором он лепил свой памятник. Памятник этот он лепил и постоянно его переделывал. В хозяйственную часть комиссии я вмешивался, но в художественную часть не вмешивался…»
Как я уже отмечал, Трубецкой несколько раз существенно менял концепцию памятника по собственному желанию. Пришлось ему прислушаться и к воле Николая II. Скульптор хотел поставить конную фигуру на «дикую скалу», император же пожелал, чтобы постамент был строгим параллелепипедом. Но главные споры и во время работы, и после открытия памятника были о том, как изображён император и его конь. Вот, что пишет об этом Сергей Витте:
«… как Его Величество, так и Его Августейшая Матушка несколько раз приезжали осматривать памятник. Я всегда присутствовал при этом осмотре, и Их Величества высказывали свое удовлетворение работою князя. Его Величество никаких указаний не делал, а Ее Величество несколько раз указывала на различные недостатки в фигуре Императора, в его лице, которые князем Трубецким были исправлены; в конце концов, когда была сделана модель в настоящем виде, то как Императором, так и Императрицей-Матушкой модель была вполне одобрена».
По-другому к работе Трубецкого отнёсся брат Александра – великий князь Владимир Александрович: Вот, что пишет об этом Витте:
«Он сначала относился к работе князя Трубецкого крайне критически и даже мне во дворце как-то раз сказал, что он никогда не дозволит выставить памятник, вылитый по модели князя Трубецкого, так как это представляет собою карикатуру на его брата, а не его брата, но затем Великий Князь Владимир Александрович еще несколько раз приезжал осматривать памятник и при последнем осмотре сказал, что памятник этот или модель представляет некоторые недостатки, но <…> в нем что-то есть такое, которое заставляет его примириться с этим памятником».
Коня скульптор лепил с личного коня Александра, а для фигуры царя часами позировал швейцар Государственной думы унтер-офицер Пустов, фигурой и осанкой походивший на покойного царя. Витте, которому было поручено руководить работой, сам неоднозначно относился к тому, что выходило из рук мастера. С одной стороны он «…очень часто ездил осматривать работу Трубецкого, так как мне всегда этот осмотр напоминал личность этого, выдающегося во всех отношениях, самодержца».
С другой, он писал: «На меня произвел этот памятник угнетающее впечатление, до такой степени он был уродлив…»
Ощущение уродливости возникло у министра, когда по его совету модель памятника в полную величину установили на площади перед Николаевским (Московским) вокзалом.
«Место, где должен был быть сооружен этот памятник, было огорожено забором <…> модель привезли и ночью выставили. Я помню как теперь, что я в 4 часа ночи, по рассвету поехал туда. Еще никого из публики не было, и вот поднявшись к памятнику, мы открыли его <…> и я начал говорить то, что говорил и Великий Князь Владимир Александрович, что я никоим образом не допущу, чтобы памятник был выставлен. Сам Трубецкой признал многие капитальные недостатки его, и очень меня благодарил, что я сделал такую пробу, при которой он сам мог видеть этот памятник на пьедестале и в том положении, в котором он должен будет стоять. Вследствие этого он затем эту модель еще значительно переделал, и вот тогда, после этого, Великий Князь Владимир Александрович ее видел и сказал, что хотя в ней есть еще недостатки, но <…> в ней есть что-то привлекательное и напоминающее брата, которое его в известной мере чарует».
Скажи родителям, что ты так подробно цитируешь слова Сергея Витте потому, что многие из тех, кто присутствовал при открытии памятника, и наши современники, воспринимали и воспринимают памятник как карикатуру. На памятник написано несколько эпиграмм. Например, та, что процитирована мной в начале статьи.
Другая эпиграмма, автор которой остался неизвестен, цитируется в разных вариантах. Вот наиболее полный:
«Стоит комод,
На комоде бегемот,
На бегемоте обормот,
На обормоте шапка,
На шапке крест,
Кто угадает,
Того под арест».
Говорят, что карикатурой на царя воспринимали памятник и художник И.Е. Репин, и знаменитый адвокат А.Ф. Кони, и многие другие.
Пожалуй, глубже понял памятник поэт Валерий Брюсов. В стихотворении 1913 года он сравнил памятник Александру III с Медным всадником и памятником Петру I у Михайловского замка. Вот это стихотворение:
Три кумира
В этом мутном городе туманов,
В этой, тусклой безрассветной мгле,
Где строенья, станом великанов,
Разместились тесно по земле, —
Попирая, в гордости победной,
Ярость змея, сжатого дугой,
По граниту скачет Всадник Медный,
С царственно протянутой рукой;
А другой, с торжественным обличьем,
Строгое спокойствие храня,
Упоенный силой и величьем,
Правит скоком сдержанным коня;
Третий, на коне тяжелоступном,
В землю втиснувшем упор копыт,
В полусне, волненью недоступном,
Недвижимо, сжав узду, стоит.
Исступленно скачет Всадник Медный;
Непоспешно едет конь другой;
И сурово, с мощностью наследной,
Третий конник стынет над толпой, —
Три кумира в городе туманов,
Три владыки в безрассветной мгле,
Где строенья, станом великанов,
Разместились тесно по земле.
На мой взгляд, памятник Александру III ближе к былинным образам, созданным в те же годы (а именно в 1898 году) Михаилом Врубелем (картина «Богатырь» и Виктором Васнецовым (картина «Три богатыря»). Ты и твои родители вправе иметь собственное мнение о том – карикатуру на императора или реалистический памятник создал Паоло Трубецкой.
Темы: Твоя экскурсия
Авторы: Игорь Воеводский