Мой друг, давай ещё раз приведём твоих родителей на Дворцовую площадь, чтобы рассказать им ещё одну невероятную историю про знакомый им памятник. На этот раз мы будем говорить об Александровской колонне. А если родители скажут: "Мы всё знаем о колонне, зачем ты нас снова тащишь на площадь?" Задай им такой вопрос: "Во время реставрации ангела на колонне зимой 2002 года в лютые зимние холода реставраторы много раз проделывали такую странную операцию: один из них (зимой! на высоте пятидесяти метров над землёй) снимал с себя почти всю одежду и затем забирался внутрь фигуры ангела. Потом ему подавали внутрь одежду и горячий кофе, чтобы он согрелся и начал работать внутри фигуры. Зачем он раздевался?"
Если родители не догадаются сами – не рассказывай им, пока они не согласятся поехать с тобой на новую экскурсию.
Но вот, они согласились. Пока вы идёте от метро, автобуса или от парковки, можешь проверить знания родителей. Спроси их: Можно ли называть Александровскую колонну Александрийским столпом? Если они не знают правильного ответа – небрежно, как знаток, скажи им. Ну что вы! Александрийский столп – это одно из семи чудес света в античные времена. Это не колонна, а маяк в Александрии. Его и имел в виду Пушкин, когда писал: «Вознёсся выше он главою непокорной Александрийского столпа». А Николай I приказал создавать памятник победе Александра I над Наполеоном, поэтому колонну и называют Александровской.
Конечно же, твои родители знают, что автором проекта был Огюст Монферран. Что к началу проектирования колонны он уже пятнадцать лет жил в Петербурге и более десяти лет строил Исаакиевский собор. На строительстве собора он приобрел уникальный опыт установки высоких монолитных гранитных колонн весом в 130 тонн. И это очень пригодилось ему при создании Александровской колонны.
Общие сведения о том, как монолитный ствол колонны и огромный куб постамента высекали из гранита в каменоломне Пюттерлакс, как его везли в Петербург, ты можешь найти во многих книгах. Если тебя интересует секреты обработки камня, возьми книгу написанную Андреем Глебовичем Булахом и мною «Порфир и мрамор и гранит». Она вышла в 2007 году.
Главное же, чем ты можешь удивить родителей – история реставрации колонны к 2003 году. Группой реставраторов руководил Владимир Григорьевич Сорин, о котором я уже рассказывал тебе в прошлом номере. И здесь Владимиру Григорьевичу пришлось решать много сложных задач. Например, с первых лет существования колонны на её полированных гранитных боках стали появляться таинственные белёсые пятна. Их стирали, а они появлялись снова. Так было до реставрации 2003 года. Были и другие проблемы. Однажды, когда я пришёл к реставраторам в мастерскую, он рассказали, что внутри бронзовой фигуры ангела обнаружилось три тонны воды!
Впрочем, начни по порядку: Реставрации колонны началась в 2002 году. Реставраторы осмотрели всё, что можно снизу, а затем на вертолете облетели вокруг ангела и не только хорошенько осмотрели статую, но испустили прямо на крест альпиниста. Он закрепил на капители колонны канат. По этому канату мастера поднялись на самый верх и построили леса. Тут началось детальное обследование каждого квадратного сантиметра гранита и бронзы. И оказалось, что бронзовая абака, лежащая на гранитном стволе (фусте), имеет множество трещин. Реставраторы обследовали внутренности абаки ...... и оказалось, что они наполнены "кашей" из кирпичной крошки и воды.
Откуда взялась эта "каша" стало ясно после архивных поисков. Оказывается, бронзовую абаку и пьедестал, на котором стоит ангел, Огюст Монферран планировал заполнить гранитными блоками. Эти блоки должны были держать металлический штырь, которым Монферран планировал закрепить фигуру ангела. Но в это время в каменоломнях Пюттерлакс свирепствовала холера гранит рубить было просто некому. Пришлось архитектору заменить гранитные блоки кирпичной кладкой. В ней то и была причина появления белесых пятен на гранитном фусте. Объясни родителям, что каждая металлическая статуя в нашем городе - своеобразный накопитель влаги. При резком похолодании влага из воздуха оседает на металл и, капля за каплей, собирается внутри скульптуры. Как выяснили реставраторы, каждый день в фигуре конденсируется и стекает в цилиндр десять литров воды. За десятилетия в цилиндре скопилось три тонны воды. Эта вода стекала в абаку и год за годом крошила кирпичи.
Скажи родителям:
Вы ведь помните, что вода, замерзая, превращается в лёд, который занимает больше места. Зимой и весной в Петербурге несколько раз в день меняется температура. На ярком солнце бронза разогревается, а ночью остывает. И каждый раз, замерзая, вода разрушала кирпичную кладку, а строительный раствор стекал по граниту и образовывал белёсые пятна.
Строить леса, чтобы каждый год отмывать колонны было дорого. Тогда на цилиндре закрепили 4 цепи с кольцом на конце. Эти кольца до 2002 года свисали с абаки (возможно на семейных фотографиях ты даже их найдешь). Когда требовалось помыть колонну, лучник стрелял в это кольцо стрелой с тонкой шелковинкой, к которой была привязана бечевка, к бечевке крепили веревки, по которым люди забирались наверх.
Реставраторы просверлили крохотные отверстия в абаке и вставили внутрь эндоскоп. Почти такой, какой врачи используют, чтобы посмотреть, что творится в желудке или кишечнике человека. Оказалось, что к 2002 году от кирпичной кладки в абаке осталась одна только каша. Это грозило обрушением ангела, имевшего огромные размеры и испытывавшего огромные ветровые нагрузки. И тогда руководивший реставрацией Владимир Григорьевич Сорин решил сделать то, что планировал Моферран: заполнить бронзовую абаку гранитными блоками. Причём этим блокам придали такую форму, чтобы, расширяясь при высокой температуре и сужаясь при низкой, они не давили на бронзовые стены. Но надо было каким-то образом убрать воду из цилиндра и абаки, и сделать так, чтобы она не скапливалась снова. Владимир Сорин предложил соединить все полости статуи и цилиндра под ним отверстиями, а затем сделать отверстия снизу в горизонтальной перекладине креста. После этого в солнечные дни, раскаляясь на солнце, цилиндр начал испарять воду. Реставраторы вздохнули с облегчением, когда увидели, что из отверстий в перекладине потекли струйки воды.
Но чтобы просверлить отверстия в фигуре, надо было попасть внутрь. Как это сделать, когда в статуе было лишь небольшое отверстие, через которое мастера после отливки ложкой выгребали формовочную землю? Выбрали самого худенького из мастеров. Оказалось, что он может пролезть внутрь, но только без верхней одежды. Вот и пришлось мастеру зимой при -20 градусах раздеваться и залезать внутрь статуи.
Во время этой работы мастер изнутри обнаружил то, что нельзя было увидеть снаружи - тонкую горизонтальную трещину длинной больше метра, идущую вдоль пояса. Это был брак литья. Пришлось реставраторам решать и эту проблему, а потом ставить заплаты и герметизировать трещины ... Когда реставраторы покончили с этой работой, обнаружились трещинки и отверстия в локонах ангела - литьё в XIX веке было очень несовершенным. Аппаратуры современной не существовало. И проверить качество литья было нечем. Ни рентгеновских, ни других аппаратов не было.
Реставраторам во главе с Сориным в 2002-2003 годах удалось всё отреставрировать. Удалось даже уговорить губернатора, чтобы выделили средства на воссоздание ограды вокруг колонны и бронзовых светильников по сторонам.
Но мне кажется, ты уже рассказал свои родителям достаточно много и можно "с чистой совестью" разрешить им сводить тебя в кафе. Если они захотят узнать всё подробнее, отправляйся в одну из замечательных детских библиотек на улицу Марата 72 или на Большую Морскую 33. Возьми там 2-й, 3-й и 4-й номера журнала «АВТОБУС» за 2004 год. Там Владимир Сорин очень подробно рассказал о ходе реставрации и описал свой уникальный проект: как поднять колонну весом около 7-- тонн, если это понадобится для следующей реставрации.
Фотографии Леонида Волкова
Темы: Твоя экскурсия
Авторы: Игорь Воеводский