Картинка "А музы не молчали"

Среди школьных музеев Петербурга есть один, давным-давно переросший рамки школьного музея, давно ставший народным, не по званию, а по сути. Это музей «А музы не молчали…» 235 школы имени Д.Д. Шостаковича. Созданный в 1968 году по инициативе школьных учителей во главе с Евгением Алексеевичем Линдом, музей обладает бесценной коллекцией в 20 000 оригинальных документов, музыкальных инструментов, афиш, костюмов, книг, нот и реквизита ленинградских театров и фронтовых концертных бригад, работавших в блокадном Ленинграде.

Давайте пройдём по залам музея с его директором Ольгой Герасимовной Прутт. Поднявшись на верхний этаж нового здания, построенного несколько лет назад специально для музея, мы очутимся в блокадном городе у входа в Александринский театр. В полумраке зимнего города вы увидите афишную тумбу и очередь … очередь не за хлебом, не за водой, а за билетам в театр.

Рассказывает Ольга Герасимовна: «В блокадном городе, где тысячи людей умирали от бомб, снарядов, голода и холода, работал Театр музыкальной комедии. Его спектакли шли в здании Александринского театра, потому что россиевская постройка обладала большим подвалом, который можно было переоборудовать в бомбоубежище. На подлинных афишах, отпечатанных в блокадном Ленинграде на желтоватой  бумаге, вы читаете: «Летучая мышь», «Принцесса цирка», «Марица». Невероятно, но эти весёлые и, вроде бы, легкомысленные оперетты с огромным успехом шли в осаждённом Ленинграде.
                  В зале было холодно, зрители сидели в пальто и шинелях, а на сцене актрисы танцевали в платьях с огромными декольте, с открытыми плечами и спинами. Анатолий Королькевич – один из ведущих солистов театра – вспоминал, что на голых спинах актрис от холода порой оставались красные следы от рук партнёров, но актрисы смеялись и обмахивались веерами, как  будто им было жарко. Спектакли шли с огромным успехом".

Столетиями считалось неопровержимым утверждение: «Когда говорят пушки, музы молчат». Не до искусства людям в годы войны. Выжить бы, уцелеть, остаться с руками и ногами! Экспозиция музея не случайно начинается с рассказа о Театре музыкальной комедии. Пятьдесят лет назад вышла из печати небольшая книга А.В.Королькевича «А музы не молчали». В ней актёр рассказал о жизни актёров Театра музкомедии в Блокадном Ленинграде. И названием, и всем содержанием книги он опроверг, казалось бы, бесспорную истину. Название книги стало названием музея, экспозиция которого рассказывает нам о силе духа и о роли искусства, культуры в жизни народа, оказавшегося в экстремальных невыносимых условиях войны.

За стеклом первой витрины мы видим часть гримуборной Театра музыкальной комедии. На столе стоят флаконы духов, зеркало, лежит веер Лидии Колесниковой, на стене висят афиши, костюмы Зинаиды Габриэлянц и Лидии Колесниковой из оперетты «Баядера».

Ольга Герасимовна продолжает рассказ: Театр музыкальной комедии был не единственным коллективом, несущим голодающим  горожанам свет, радость и высокое искусство. Соседние витрины рассказывают о работе театра Краснознаменного Балтийского флота: концертах Ансамбля песни и пляски КБФ, о Джаз-оркестре Николая Минха и театральных постановках;. О фронтовом цирке под руководством Евгения Гершуни, о семнадцати концертных бригадах Дома Красной Армии им. С.М.Кирова, о выступлениях фронтовых бригад Дома Военно-Морского флота и Пушкинского общества и др. Артисты добирались до передовой, давали концерты в самых немыслимых условиях. Случалось, что концерт прерывала вражеская атака. И артисты вместе с солдатами уже буквально  оказывались «на передовой».

Шаг за шагом, от витрины к витрине начинаешь понимать, что в городе было много очагов культуры, в которых, говоря высоким стилем, «горел огонь света и истины». Проходя по залам музея, я попадал в блокадную библиотеку, в Союз Композиторов, в Дом Писателя, Большой зал филармонии...

Ольга Герасимовна: «Мы с вами попали в блокадную квартиру, где окна заклеены крест-накрест (в начале войны считалось, что наклеив бумажные ленты крест-накрест, можно уберечься от осколков стёкол, выбитых взрывной волной). Где важную часть занимает печка-буржуйка, которая согревала, на которой можно было приготовить подобие еды и вскипятить воду. Где не менее важное место занимает круглый громкоговоритель («тарелка» или «тарелочка», как тогда говорили). И действительно, Радио стало одним из символов города, доказательством того, что жизнь и в этих чудовищных условиях продолжается, что город не сдаётся. По радио давался сигнал воздушной тревоги, после которого передачи прерывались. Чтобы все знали, что радио не просто замолчало, в это время включался метроном. Это был «пульс блокадного города». Метроном вы тоже увидите в нашем музее».

Говоря о Блокадном Радио, нельзя не вспомнить о Блокадной Музе – Ольге Фёдоровне Берггольц, чей голос ленинградцы ждали и слушали, затаив дыхание. Книгу Ольги Фёдоровны с автографом: «Ребятам 235 школы со всем сердцем! Ольга Берггольц» мы увидим в одной из витрин. А рядом Блокадная книга Даниила Гранина и Алеся Адамовича с автографом Даниила Александровича.

Самые известные деятели культуры передали в дар музею свои вещи, книги, нотные автографы, музыкальные инструменты. Невозможно без волнения смотреть на партитуру Седьмой симфонии Шостаковича с дарственной надписью великого композитора и пятнадцатью автографами оркестрантов, участвовавших в блокадном исполнении симфонии в Большом зале филармонии. Здесь же мы видим скрипку, гобои, кларнет, трубу, валторну, тромбоны, тарелки , на которых играли музыканты в день ленинградской премьеры симфонии, даже барабанные палочки. Мы узнаем историю подготовки концерта: как собирали полуживых музыкантов из фронтовых оркестров и боевых частей, как шли репетиции, какие задачи пришлось решать дирижёру Карлу Ильичу Элиасбергу. Мы увидим фрак дирижёра, его блокадное удостоверение, часы, очки и дирижерскую палочку, которой он дирижировал в день премьеры Седьмой симфонии 9 августа 1942 года. А рядом экспонат, перед которым я долго стоял как заворожённый. Большой массивный том оркестровой партитуры Страстей по Иоанну И.С. Баха, раскрыт посередине и насквозь пробит осколком снаряда. Если бы он был пробит во время репетиции или концерта, музыкант должен был быть убит наповал …

 (Продолжение в следующем номере)


Темы:  Музеи Петербурга и Европы
Авторы:  Игорь Воеводский

Галерея

Поделиться ссылкой:

Материалы по теме:

Статьи:


Другие Статьи: