Первый раз мы написали об Арсении в "АВТОБУСЕ" в 2008 году, когда он учился в 3 классе 11-й музыкальной школы. Сейчас, хотя Арсений ещё учится в 10 классе школы-десятилетки при Консерватории, за плечами у него победы на самых престижных международных конкурсах. Мы отправились в гости к Арсению, чтобы узнать, как побеждать и достигать высоких результатов в своём деле.
ИЭ Ну что ж, попробуем начать с самого начала… В прошлом была музыкальная школа, 11-я, был замечательная педагог Елена Борисовна Зябрева, с которой, я знаю, вы продолжаете поддерживать тесные связи. Что изменилось с тех пор, как наш журнал рассказал о тебе? Как ты принял решение перейти в десятилетку при консерватории? Как складывались отношения с новым преподавателем?
АМ Это очень интересная история. Я Александра Михайловича Сандлера знал по его ученикам – Александр Стороженко, Мирослав Култышев. Я подумал, что раз у него такие замечательные ученики, значит, он очень хороший педагог. Я решил пойти к нему на мастер-класс. И мне у него очень понравилось. Это было в 2009 году. Через пару месяцев я выиграл международный конкурс «Ступень к мастерству». Финал был в Большом зале филармонии, Александр Михайлович подошёл ко мне, пожал руку и поздравил меня…
Это было летом… Со следующего года я решил, что очень хотел бы у него учиться. Я сказал об этом Елене Борисовне, и она была только «за». У них с Александром Михайловичем очень хорошие отношения. Это, конечно, здорово, потому что часто бывает, что если ученик уходит к другому преподавателю, предыдущий педагог обижается. Но Елена Борисовна понимала, что для меня это лучше. Я за это ей очень благодарен.
ИЭ Каково было перестраиваться, приноравливаться к новому педагогу? Я видел, какой был у вас хороший контакт с Еленой Борисовной. А тут новый педагог с новыми требованиями…
АМ С Александром Михайловичем очень легко было заниматься, потому что к каждому ученику у него индивидуальный подход. Он никогда не требует от учеников, чтобы они играли только так, как он скажет, и никак иначе. Он в каждом развивает индивидуальность.
ИЭ То есть что получается? ты можешь сказать: «Я хочу не так, а по-другому?
АМ Он больше ощущает и чувствует… А самое главное в его уроках то, что он прекрасный пианист, он любое место, любое произведение может прекрасно сыграть, и ученики сразу понимают, как надо трактовать то или иное место.
ИЭ Как строится учёба в десятилетке?
АМ На общеобразовательных у меня свободный график, потому что много концертов репетиции… Я договорился с преподавателями, что в конце семестра сдаю работы, доклады… Много музыкальных предметов – семь или восемь. Музыкальная литература, гармония, сольфеджио, камерный ансамбль, концертмейстерский класс. С этого года ещё орган появился. Это очень интересно, абсолютно другой инструмент, только те же клавиши. Все остальное другое – приёмы, взятие нот… абсолютно всё другое.
ИЭ Другая философия…
АМ Да.
ИЭ А в десятилетке теперь есть орган?
АМ Да, но электронный.
ИЭ Ты занимаешься на органе только там или где-то ещё?
АМ Только там. Но я уделяю органу мало времени, это всё-таки дополнительный предмет, инструмент для ознакомления.
ИЭ Как ты считаешь, какие преимущества у рояля перед остальными инструментами? Есть масса очень красивых по звуку, каждый из них прекрасен…
АМ У рояля очень разнообразное звучание, очень много тембров… сам по себе звук рояля мне очень большое удовольствие доставляет. Особенно когда хороший рояль.
ИЭ А какой самый хороший рояль в твой жизни был, на котором ты играл?
АМ Наверное, самый лучший был в Мариинском театре – Стейнвей.
ИЭ Он был лучше, чем те, на которых ты играл на конкурсе в Америке?
АМ Да, лучше.
ИЭ У тебя, хотя ты учишься ещё в школе, жизнь почти как у концертирующего пианиста. Как ты строишь её? Когда ты играешь, когда занимаешься? Есть ли у тебя что-нибудь помимо постоянных занятий за инструментом?
АМ Да, я очень много времени провожу с друзьями. Также я люблю спорт, очень… мне кажется, когда сидишь четыре часа за роялем, нужен всплеск энергии… Поэтому я и люблю спорт.
ИЭ А какой спорт?
АМ Футбол.
ИЭ То есть просто гоняешь в футбол?
АМ Да. Очень многие мои друзья-музыканты обожают играть в футбол.
МАМА Можно, я добавлю …
ИЭ Конечно. У меня было как-то интервью с Тонино Гуэрра "Диалоги с маэстро и его ангелом хранителем" «ангелом-хранителем» я назвал его жену. А тут – мама «ангел-хранитель».
МАМА Знаете, Арсений только два года назад определился и сказал: я буду пианистом.
АМ Да, я ещё думал над этим!
МАМА Он хотел поехать в Барселону поступать в футбольную школу.
АМ Была такая мысль…
МАМА Потому что были… задатки… Он, например, играет в футбол на улице с ребятами… к нему подходит тренер и говорит: пойдем ко мне в команду, будешь у меня играть. Потом он «дрессирует» мяч, его записывают на телефон, он вывешивает в Фейсбуке, и к нему приходит восторженный отзыв от Джорджа Ли! [американский пианист, получивший второе место на конкурсе им. П.И. Чайковского – ред.]: как у тебя получается?! И вот этот прыжок… из футбола в музыку… Хорошо, что он не стал футболистом, а всё-таки выбрал музыку.
АМ Хорошо или нет, это покажет будущее. Музыкой можно до конца жизни заниматься, а футбол – это так, временное.
МАМА Но я закончу про футбол… Я сказала: ты выбирай. Он сам определился… Футбол – он отнимает от человека, а музыка – это всегда для души. Футбол – в 30 лет ты уже «вне игры». А музыка – это навсегда.
ИЭ Какие пианисты тебе ближе?
АМ У меня много любимых пианистов, и все они очень разные. Мне нравится Григорий Соколов, также нравятся Ланг Ланг, Кисин, Эмиль Гилельс.
Когда я учу какое-то произведение, я слушаю разные записи, и какое-то конкретное произведение мне может понравиться у Соколова. Это – у Ланг Ланга… Это – у Кисина… У меня нет кого-то, кого бы я выделил. Каждое произведение каждый пианист играет по-своему.
ИЭ Как ты относишься к музыке ХХ-XXI века?
АМ Я не много играл современной классической музыки. Сейчас доучиваю цикл «24 прелюдии» Шостаковича, музыка мне очень близка и очень нравится.
ИЭ Давай вернёмся к конкурсам. Вот детский конкурс «Ступень к мастерству», где ты победил, а Александр Михайлович тогда подошёл к тебе в Филармонии и пожал руку…
АМ Да. Это было в 2009 году.
ИЭ После этого, до этого лета, когда ты за две недели стал лауреатом двух конкурсов в США, было ещё несколько конкурсов. Расскажи о них… Вот в Казахстане ты играл конкурс…
АМ Это был Astana Piano Passion [Международный конкурс юных пианистов – ред.]. Там очень хорошая организация была, это как фестиваль был. Прекрасные были условия. Ни на одном конкурсе, в которых я участвовал, не было таких условий! Перелёт, гостиница, проживание, экскурсии, встречи – всё было очень здорово и интересно. И не было ощущения, что те, кто там находится – соперники. Мы просто играли в своё удовольствие. Не могу сказать, что я был на 100% готов к этому конкурсу. Поэтому я взял Третью премию.
Но этот конкурс очень хорошо подготовил меня к Америке. А первый конкурс в Америке, который я выиграл, ещё больше подготовил меня ко второму конкурсу – конкурсу имени Вана Клиберна. В Америке была другая ситуация. Там была именно атмосфера борьбы, соперничества. Из 24-х человек я был один из Европы. Остальные были из США, Канады, из Азии. И я видел, как они занимаются. Они уходили в 8 утра…
МАМА Они приходили уже в класс в 8 утра. Мы только ещё вставали, а они уже шли заниматься.
АМ Да. А в 6 вечера они возвращались. Меня это очень стимулировало, вдохновляло. Я там занимался по 5-7 часов. На протяжении двух недель – каждый день. То есть очень хорошая подготовка была. Поэтому то, как я играл на втором конкурсе, по степени готовности очень отличалось от того, как я играл до Америки, в том числе здесь, в Петербурге играл перед отъездом. Первый конкурс очень мне помог.
ИЭ Расскажи о конкурсе фирмы Ямаха. Ведь фирма Yamaha известна первоклассными электронными инструментами?
АМ Инструменты, которые были на конкурсе, не имеют никакого отношения к электронике. Это традиционное, акустическое фортепиано. На лучших концертных площадках мира стоят сейчас инструменты компании Ямаха.
МАМА Даже на конкурсе Чайковского…
АМ Да-да, даже на конкурсе Чайковского многие пианисты играли на Ямахе.
МАМА Первые туры. В финале никто не играл.
ИЭ То есть играли на акустических инструментах?
АМ Конечно. Просто спонсором конкурса была компания Ямаха, поэтому там были её инструменты. По качеству эти рояли мало чем отличаются от самых лучших. Но у Ямаха и прекрасные электронные инструменты.
ИЭ Была ли некая специфика, особенность в том, что среди организаторов конкурса была компания, изготавливающая инструменты? Отличался в связи с этим этот конкурс от других?
АМ Было вот какое отличие: отборочные туры проводились в столицах разных стран – в Москве, в Токио, в Вашингтоне, и все исполнителе играли на дисклавирах – это акустические инструменты, которые одновременно записывают играющего пианиста и потом могут воспроизвести его игру без его участия.
МАМА Они так изучают глубину звука каждого исполнителя, составляют шкалу владения звуком…
ИЭ Я видел это в фейсбуке, но не совсем понимал смысл увиденного. Я ведь по мере возможности следил за ходом этих конкурсов.
АМ На самом конкурсе, естественно, все играли на акустических роялях. На первом конкурсе было три тура, а на втором – четыре.
ИЭ Четыре тура – как-то необычно, всегда – три… Или это по-разному?
АМ По-разному, конечно. Но это очень серьёзный был конкурс. На первом туре было 24 человека, на втором – 12, на третьем – 6, и на четвёртом уже 3 человека. На конкурсе имени Вана Клиберна, как сказал Александр Михайлович, уровень был фантастический. Даже на предварительном, первом туре каждый конкурсант был очень подготовлен и у каждого было потрясающее качество.
Он слушал ночами слушал по радио прямые трансляции. Потом записи…
ИЭ А как ты воспринимаешь самого Клиберна? Для нас, взрослых – это такая сказка о прекрасном американском пианисте… легенде… Концерт Чайковского…
АМ Для меня Первый концерт Чайковского ассоциируется с Ваном Клиберном, а Ван Клиберн ассоциируется с Первым концертом Чайковского. Я часто слушал его записи, и для меня это лучшее исполнение концерта, который я тоже люблю и играю. Кстати говоря, в марте я буду играть его, пока не знаю, где…
ИЭ Как с твоей точки зрения – музыкант черпает вдохновение, получает творческие импульсы только из музыки или ещё из чего-то?
АМ Считаю, из всего, что его окружает, не только из музыки. В том числе из природы… Например, если я пойду гулять в лес, мне это очень много даст, я переосмыслю какое-то произведение, буду играть по-другому. Но ещё меня очень вдохновляет игра великих артистов. Когда я слушаю произведение в блестящем исполнении, сразу хочется начать над ним работать, внести что-то своё.
ИЭ А старые несовершенные записи мастеров – там хрипы, скрипы, щелчки, тембры не очень хороши – это мешает? Или всё же ты ощущаешь исполнение?
АМ Конечно ощущаю, это же чисто механические моменты… Я сейчас на концерте первый раз обыгрывал «Аппассионату» Бетховена. Это как раз то произведение, которое я случайно услышал в записи Рихтера и понял, что сейчас как раз то время, когда я хочу его сыграть. Я и раньше его слушал, но мне казалось, что надо повзрослеть немного.
ИЭ А есть музыка, про которую ты думаешь, что тебе ещё рано её играть?
АМ Это зависит только от времени. Я понимаю, что не могу в год учить по 10 сонат, 10 концертов, это невозможно, приходится выбирать, что раньше что позже.
ИЭ А как ты относишься к исполнению Баха? Ведь он поначалу писал для другого инструмента (клавесин, клавикорд). Молоточковый инструмент появился когда Бах уже был взрослым.
АМ Отлично отношусь. Года три-четыре назад я играл его Вторую партиту.
Кстати, Баха я всегда слушаю в исполнении Глена Гульда и не понимаю тех, кто говорит, что нельзя играть, как Глен Гульд. Мне очень нравятся его интерпретации, я считаю, что ему можно подражать. Очень интересно играть Баха на клавесине или на органе, совсем по-другому воспринимаешь музыку.
ИЭ А ты играл на клавесине?
АМ Я весь прошлый год играл на клавесине У нас в школе это 9-й класс, а 10-11-й – орган. Клавесин не даёт, конечно, такого разнообразия звучания, как на фортепиано. На нём нельзя играть громче или тише, всё зависит от времени, вся динамика зависит от того, насколько ты замедляешь или ускоряешь темп. Но вообще интересный инструмент.
ИЭ А тебе интересно играть в ансамбле, аккомпанировать?
АМ Да, три года назад я в первый раз поехал в музыкальный лагерь на мастер-классы по камерному исполнительству, там вообще не было сольной музыки. Мне на месяц высылали стопку нот… Шесть-семь произведений. Я все это учил и на месте знакомился с теми, кто должен был играть со мной в ансамбле. Это было очень интересно.
ИЭ А каковы ваши отношения в школе друг к другу? В каждом классе много ребят с амбициями, каждый мечтает о том, что станет выдающимся музыкантом, каждый нацелен на поступление в консерваторию. Остаются ли у вас приятельские отношения, несмотря на это, или вы воспринимаете друг друга как соперников?
АМ Нет, мы не воспринимаем друг дуга как соперников. Во-первых, мы играем на разных инструментах. А с одноклассниками у меня нормальные отношения… Я, к тому же, не часто появляюсь в школе… Во-вторых, в основном мои друзья – не одноклассники, и многие из них не из моей школы.
ИЭ Давай вернёмся к конкурсам. Ты слушаешь, как играют другие?
АМ Во время конкурса? Нет. Я занимаюсь, потом играю тур и готовлю следующий. Я уже потом слушаю их в записи. Это даёт понимание, на каком ты уровне находишься по сравнению с ними. У каждого своя интерпретация, своя школа. Все играют по-разному. Очень интересно бывает слушать.
ИЭ А какие-то отношения складываются между вами? На клиберновском конкурсе ты подружился с мальчиком…
АМ Да, он занял первое место. Мы с ним уже пересекались. Мы хорошо с ним общаемся, если вместе бываем.
ИЭ На каком языке?
АМ На русском – он из Казахстана. Но сейчас учится в Лондоне. У нас никогда не было соперничества, мы не считали друг друга ни соперниками, ни врагами… Я считаю, что мы оба победили, потому что просто пройти в финал такого конкурса – это уже победа.
ИЭ А если тебе не удается победить ... насколько это болезненно для тебя? Как ты из этого состояния выходишь?
АМ Абсолютно спокойно. Иду дальше заниматься.
МАМА Вот был у нас юношеский конкурс Чайковского. Это была неудача. Арсения не пропустили в финал. Другой, наверное, головой бы об стенку бился… А он пять минут порасстраивался. Я думала – сейчас брошусь его утешать… А он сел за рояль, открыл «Аппассионату» и выучил текст прямо с листа. У кого как это происходит.
ИЭ для многих своих сверстников ты – образец. В музыкальных школах учатся многие, но ездят выступать в разные страны или по нашей стране и достигают высот – единицы. Что бы ты с сегодняшних своих позиций сказал ребятам, которые занимаются музыкой или какими-то другими видами искусства? Что бы ты им посоветовал?
АМ Первым делом надо выбрать что-то одно. Если распыляться – ничего не достигнешь. Надо что-то выбрать и всё время совершенствоваться. И никогда не быть довольным собой. Ставить недосягаемую планку и стараться к ней приблизиться. Допустим, если ты выиграл какой-то конкурс, не надо говорить себе – я достиг всего. Надо двигаться дальше и думать о самых крупных конкурсах, соревнованиях.
ИЭ Что тебя увлекает кроме музыки? И кроме футбола? Читаешь книги, сидишь в интернете?..
АМ Конечно, но в меньшей степени, чем занимаюсь музыкой и общаюсь с друзьями.
ИЭ То есть музыка, друзья, спорт…
АМ Спорт меньше. Я много времени провожу с друзьями. Мы часто ходим на концерты, в оперный театр ...
ИЭ Спасибо большое. Было очень интересно , и я рад, что журнал Автобус несколько лет назад первый написал о тебе.
Новых тебе успехов!
Темы: Интервью
Авторы: Игорь Воеводский