20 лет назад вышел из печати первый номер журнала.
Кто из нас, стоящих у его истоков, мог себе представить как пройдут эти 20 лет? Каким станет журнал?
Ещё менее мы могли представить себе, как изменятся читатели журнала. Как непохожи будут читатели 2015 года, каждую минуту заглядывающие в Ай-фоны, Ай-пады и прочие гаджеты на ребятишек 1995 года.
Им, школьникам 90-х годов уходящего века, не хватало информации, они жадно читали попадавшие в их руки книги. Ведь многое из печатавшегося тогда долгие годы находилось под запретом. Об интернете в то время не слыхали и взрослые. Источниками информации были книги, телевидение, радио. Теле и радио-каналов было немного. Они только появлялись тогда.
Как возникла идея журнала?
На первый взгляд - случайно. Моим сыновьям было 6 и 12 лет, и я искал для них интересное чтение. О том, что продолжал выходить "Костёр" знали только его подписчики. Газетные киоски были забиты напечатанными на желтой бумаге ужасными красками перепечатками диснеевских журналов. И вдруг я наткнулся на "Баламут" - весёлый, красивый, самобытный журнал, выпущенный в Петербурге. 1-й номер, 2-й, 3-й. Мы с сыновьями (особенно со старшим) ждали каждый следующий ... И вдруг мой сотрудник Самуил Яковлевич Бейлин говорит мне, что редакция этого журнала - те самые замечательные Михаил Яснов, Леонид Каминский, Илья Бутман ищут нового издателя, потому что недовольны поведением того, кто издал первые три номера. В это время основанная мной три года назад экскурсионная фиома "ЭКЛЕКТИКА" переживала золотое время: экскурсантами был заполнен Невский. Достаточно было делать экскурсии, чем остальные фирмы на Невском, и люди сами потекли к нам. И школьные учителя обрадовались высокому уровню наших экскурсий. В общем, деньги для выпуска журнала можно было найти.
И вот Самуил Яковлевич привёл тогдашних моих кумиров в офис "ЭКЛЕКТИКИ". Я выслушал и принял все пожелания мэтров по части финансирования, получил от них согласие на переход "БАЛАМУТА" под крыло "ЭКЛЕКТИКИ" и ... И на следующий день они передали мне через всё того же Самуила Яковлевича, что их прежний издатель, узнав, что они уходят, твёрдо пообещал выполнить их пожелания.
Это было - как ушат холодной воды (без всякой парилки)! Воображение уж было трудно остановить, и мы с Самуилом Бейлиным - уникальным человеком, сатириком и актёром, в прошлом директором магазина и даже зэком (тогда мы твёрдо знали, что в советские времена посадить могли и порядочного человека) решили: Зачем отказываться от идеи. Пусть Яснов, Каминский и Бутман продолжают "баламутить", они же могут со мной делать другой журнал. Журнал более интеллигентный, более петербургский.
И вновь мы с Ясновым, Каминским и Бутманом сели за стол переговоров. Вновь я согласился на все их материальные требования. За их спинами стояли очень хорошие художники, поэты. Практически сразу появился Аркадий Векслер - "гуру" детского краеведения и Сергей Махотин, которого я столько раз слышал по радио. Мы с жаром обсуждали параметры нового журнала и пытались придумать его название. В офисе "ЭКЛЕКТИКИ" стали появляться архитектор Анатолий Акмен, поэт Андрей Чернов, фотограф Павел Акмен, поэт Алексей Шевченко. Пришёл Вольт Суслов, которого я знал только как автора ужасных текстов ужасных пионерских песен, а он, как оказалось прекрасно писал для детей о городе. Пришёл Валерий Воскобойников, которого я знал и любил по радиопередачам. дело кипело. Мы только никак не могли придумать название журнала. Все предложения отметались, как неудачные. И вот настал момент, когда журнал уж почти собран, а названия у него всё еще не было. Мы сказали друг-другу, что завтра должны его найти.
На следующий день двое или трое из нас пришли на встречу с похожим названием: "Баламутский автобус", "Экскурсионный автобус" и просто "Автобус" (тогда ещё существовал прекрасный московский детский журнал "Трамвай"). В итоге мы остановились на таком названии: Очень Петербургский Детский Журнал "АВТОБУС". Обложку журнала нарисовал Юрий Чигирев.
Мне Мэтры разрешили писать по одной статье в каждый номер про вырезание из бумаги, и я был счастлив.
Кое-чего достигший в экскурсионном деле. я тогда абсолютно ничего не понимал в издательском. Зная, что в Петербурге в то время было 66000 первоклассников, я пришёл к выводу, что примерно 300000 школьников могут стать потенциальными читателями журнала. И решил выпустить первый номер тиражом ... 20000 экземпляров! Как писал классик: "безумству храбрых поём мы ..." Этот тираж мы продавали года до 2005-го!
А редакция бойко подготовила и 2-й номер. 1990-е годы - время не простое, но красивое! Нас заметил даже Демократический Выбор России! Партия даже помогла провести презентацию одного из номеров в Доме Актёра на Невском проспекте!
.............
Постепенно начало копиться взаимное раздражение между редакцией и издателем (мной). Меня обижало, что во всех своих постоянных радиопередачах Яснов, Каминский, Махотин постоянно рассказывали про журнал "Костёр" и никогда ничего не говорили об "АВТОБУСЕ". Второй обидой было то, что при выпуске одного-двух журналов в год четыре сотрудника редакции получали постоянную стабильную зарплату. Вероятно, это была моя собственная ошибка. Когда я догадался предложить им платить только за вышедшие номера, они согласились. Мои постоянные выходы в школы, контакты с Шведским, Финским, Норвежским Консульствами помогали продвигать журнал, но этого было мало.
И, кажется, редакцию тоже не устраивало такое положение дела.
В 1998 году я случайно попал на Радио Петербурга, и ...
Лирическое отступление №1.
Я давно заметил, что в моей жизни случайность играет большую роль, но чаще всего эта случайность обуславливается моими предшествующими действиями. Например на радио я давно мечтал попасть, и несколько раз вполне успешно участвовал в каких-то передачах. И в 1998 году я пришёл в Дом Радио, чтобы получить причитающийся мне приз за правильный ответ в передаче, которую вёл Алексей Беляков.
Получив приз, я не ушёл, а завел с Алексеем разговор о детских передачах, и тут Алексей поведал мне о том, что штат Радио Петербург только что сократили с 450 сотрудников до 150. Что уволили всех, кто занимался детскими передачами, а ему предложили делать детские передачи по воскресеньям с Фёдором Двинятиным и ... и со мной.
Оказалось, что он собирался меня искать, потому что ему рекомендовали делать передачи с издателем журнала «АВТОБУС». И мы с Алексеем Беляковым придумали передачу для детей о Петербурге. В августе 1998 года мы сделали первую передачу, а на следующий день произошел Дефолт. (Неужели первая же передача произвела такой сильный эффект?)
Алексей заготовил к передаче заставку – фрагмент песни его приятеля, которая начиналась с фразы «На Петербург во все глаза глядит мой восхищенный сын…» И мы назвали передачу «Петербург во все глаза и уши». Передача шла с нарастающим успехом до переключения Радио Петербург с 1-й кнопки на 3-ю. (В то время в каждой квартире была «радиоточка» - розетка с проводным радио. По нему можно было слушать одно – главное для этого города радио. У больших любителей радио могли существовать трехпрограмные репродукторы, которые по тем же проводам принимали Радио Маяк и какое-то еще.) Радио Петербург волевым решением убрали с первой кнопки перед очередными выборами губернатора, когда московские власти пытались навязать Петербургу Матвиенко в замен Яковлева. Радиослушатели стали звонить мне, уговаривая перейти на Радио России. Я так и сделал, но передача с 10:18 утра в воскресенье переехала на будний день. А вскоре ее закрыли.
Итак, воскресная передача в самое лучшее время позволила сделать журнал более известным. Я стал проводить конкурсы параллельно в журнале и на радио. Читатели становились слушателями, а слушатели – читателями журнала. Победители радиоконкурсов получали бесплатные билеты на мои экскурсии, самые яркие ребята участвовали в записи передач, так что с 20-30 юными слушателями и их родителями я был знаком. И я стал известен многим. Как выяснилось, многие музейщики, библиотекари и прочие представители культуры привыкли пить по воскресеньям кофе под мою передачу. Тем более, что передо мной 10 минут передачу вел Федор Двинятин.
В 1999 году мне позвонили из Всероссийского музея Пушкина и предложили сделать совместными усилиями номер к 200-летию со дня рождения Пушкина. Заместитель директора по науке Раиса Владимировна пригласила редакцию для обсуждения будущего номера. Не знаю, почему так получилось, но не Главный редактор Илья Бутман, а я набросал примерный план журнала: о чем хотелось бы рассказать читателям. В кабинете Раисы Владимировны нас поджидали несколько научных сотрудников. Узнав, что я набросал некий план, Раиса Владимировна взяла мой листочек, и пробежав его глазами с удивлением сказала: Чудеса! Я впервые такое вижу. Обычно журналисты приходят со словами: Нам нужно что-то такоое … но мы сами не знаем что. А Вы все уже расписали.
И глядя в мой листок, она распределила между коллегами предложенные мной темы. Фактически, этот журнал сделал я, а не Илья Бутман. Журнал имел успех, радиопередача пользовалась успехом, и это натолкнуло меня на идею …
Впрочем, на идею, которую я изложу меня натолкнул один важный для журнала человек, о котором надо рассказать отдельно. Николай Баранов появился в офисе «ЭКЛЕКТИКИ» как художник. Мы пригласили его для создания рекламы фирмы. Постепенно из приходящего художника рекламы он превратился в менеджера по рекламе. Он глубоко и широко мыслил, все всегда выстраивал в систему. Глядя на все более прохладные отношения с редакцией, на отсутствие со стороны ее членов попыток продвижения журнала, и на то, что мне все меньше нравится журнал в том виде, как его делают, он спросил, почему бы мне самому не возглавить редакцию? Николай, чьи художественные способности я уже высоко ценил, сказал, что готов стать Главным художником. Тут было над чем задуматься.
Дело в том, что Бутман, Яснов и Каминский делали хороший детский журнал, веселый, занимательный журнал обо всем понемногу: о веселых случаях на уроках и о зверях в Ленинградском зоопарке, о памятниках и поэтах, с юмористическими рассказами и кроссвордами. Это был, своего рода, дублер «Костра», только более развлекательный. А я мечтал о петербургском журнале, который был бы посвящен архитектуре, истории, художникам, ученым … Признаться, некоторые из школьных учителей высказывали недовольство некоторыми сатирическими рассказами … Опыт пушкинского номера придал мне уверенности, и в 1999 году я сказал уважаемым членам редакции, что денег больше платить не смогу. Бесплатно работать они не захотели, и я смело ринулся в неизвестное.
Прежде всего, я объявил подписку и сказал, что журнал будет выходить 6 раз в год. К моей радости два автора из первой редакции Юрий Чигирев и Аркадий Векслер согласились остаться. Вместе с ними и с Николаем Барановым мы создали новую концепцию журнала и немного изменили его название: Из Очень петербургского детского журнала «АВТОБУС» он превратился в Петербургский детский исторический журнал «АВТОБУС».
Лирическое отступление №2
На днях перебирая свои детские рисунки, я наткнулся на некий документ, заставивший меня задуматься о некоей предопределенности моего жизненного пути. Хотя его совсем нельзя назвать прямым, но по некоторым размышлении, становится очевидным, что многое можно было предсказать с детства.
Конечно, начинать надо с моих удивительных родителей, которые между делом, за завтраками и ужинами, в воскресных прогулках по Петербургу и регулярных поездках в Павловск, Пушкин, Петергоф вложили в мою голову столько знаний, что они позволили мне при наличии музыкального, а не исторического или литературоведческого образования легко водить экскурсии по Петербургу и подготовить экскурсии по многим европейским городам, с редким нахальством отважиться на проведение углубленных недельных туров по Риму, Венеции, Флоренции, по Сицилии, Лондону, Эдинбургу, Глазго, Барселоне, Финляндии, Швеции, Норвегии, Дании … Они же заразили меня «просветительством» - острым желанием своими знаниями с другими людьми, потребностью приобщать окружающих к бесценным творениям художников, архитекторов, композиторов всех времен и народов.
Все это стало проявляться во мне с раннего детства. Так в 4-м классе я с подружкой написал письмо в газету «Ленинские искры» о том, что в поселке Песочный разрушается прекрасная дача Вяземского. Мы даже получили ответ с благодарностью и сообщением, то наше письмо передали в Общество охраны памятников.
Тот «документ», на который я недавно наткнулся, разбирая свои детские рисунки, тоже свидетельствует о предопределенности моего прихода в журналистику. Это нарисованная мной обложка к задуманному мной классному альманаху. Правда дальше обложки с оглавлением дело тогда не пошло.
Вернемся к 2000-му году. Первый номер мы выпустили тиражом 5000. И он разошелся в несколько месяцев. Там были рассказы о многих петербургских музеях, и вскоре из них стали поступать сообщения, что многие семьи приходят в музей с журналом в руках. Это был успех. Еще одним серьезным успехом на долгие годы стал приход в редакцию Юрия Кружнова. Энциклопедист, музыковед, театровед, историк, литератор – Юрий Николаевич – человек безупречного вкуса и чудовищной работоспособности. Его работа в журнале – одна из важнейших предпосылок успеха журнала. Большую роль играл и Николай Баранов, не только как главный художник, но и как один из идеологов журнала.
Второй номер мы решили целиком посвятить Русскому музею, и его сотрудники с радостью откликнулись на наше предложение. Директор музея Владимир Гусев дал мне интервью. Странно, но я почему-то совсем не боялся брать это первое в своей жизни интервью. Журнал также встретили хорошо, и вскоре к нам обратились сотрудники Школьного отдела Эрмитажа с предложением сделать номер об Эрмитаже.
Мне показалось мало одного номера на этот музей, и мы сделали целых три. Я взял интервью у Михаила Пиотровского (оно было таким большим, что мы разбили его на три номера), у Главного архитектора музея Владимира Лукина, у начальника Пресс-службы Ларисы ….. у Службы гостеприимства. Мы написали об эрмитажных компьютерах, позволявших посетителям вмиг найти необходимую информацию об экспонатах, проложить маршрут по залам. Сотрудники школьного центра подготовили прекрасные статьи. Получился интересный и довольно полный рассказ о многообразной жизни музея.
Михаил Борисович Пиотровский сделал журналу бесценный подарок. Нам предоставили возможность бесплатно пригласить читателей журнала на встречу в Эрмитажном театре. Я имел неосторожность по радио пригласить всех желающих. Кажется, в зал впустили раза в полтора больше, чем он вмещает. Еще одним царским подарком было решение Михаила Борисовича трижды включить часы Павлин, чтобы все пришедшие дети в три этапа посмотрели это волшебное действо.
Так началась новая жизнь журнала, которая, не смотря на все проблемы, продолжается уже 15 лет. А самый первый номер журнала был подписан к печати в сентябре 1995 года.
Темы: Страничка главного редактора
Авторы: Игорь Воеводский